Сеть автомобильных газозаправочных станций
Производство блочных автогазозаправочных пунктов
Переоборудование автомобилей на газовое топливо
Продажа технических и пищевых газов
Перевозка сжиженных газов спецавтотранспортом
Продажа емкостей для транспортировки сжиженных газов
Сеть автомобильных газозаправочных станций Переоборудование автомобилей на газовое топливо Технические и пищевые газы




                                               Инструкция
по эксплуатации автомобилей работающих
                              на газе



Принцип действия ГБО 1-го – 2-го поколения (пропан)

  
 
Вакуумный или электронный двухступенчатый редуктор-регулятор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 8 – 10 атм. (Pr max 16 атм.) поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора-регулятора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм. Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смешивающее устройство (смеситель) газ поступает в камеры карбюратора или впускной коллектор инжекторного двигателя, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.
 
 

Принцип действия ГБО 1-го – 2-го поколения (метан)

 
 

Газ метан хранится в баллонах, установленных на автомобиле, в сжатом состоянии под давлением 200-250 атм. Из баллонов газ по магистрали высокого давления, которая проложена по днищу автомобиля, подается к редуктору. На входе редуктора-регулятора установлен войлочный фильтр, который очищает газ от твердых примесей (окалина, ржавчина и т.д.). После фильтра газ поступает на запорный электромагнитный клапан (установленный на корпусе редуктора), который предотвращает подачу газа во время работы двигателя на бензине, либо во время стоянки с заглушенным двигателем. Далее очищенный газ поступает на первую ступень редуктора-регулятора, где давление понижается с 200 атм. до 8-10 атм. (в зависимости от марки редуктора), вторая ступень понижает давление газа до 1.8 – 2 атм., а третья в свою очередь до 0.5 атм.. Под действием разрежения газ поступает в дозатор газа, который служит основной регулировкой количества подаваемого газа. Из дозатора газа газ поступает в смешивающее устройство (смеситель), которое установлено перед корпусом дроссельных заслонок карбюратора, либо корпусом дроссельных заслонок впускного коллектора инжекторного двигателя, где газ смешивается с воздухом, создавая однородную «горючую смесь». Дозировка количества подаваемой «горючей смеси» происходит за счет штатных дроссельных заслонок. Так как метан в отличие от пропан–бутана хранится не в сжиженном, а в сжатом состоянии, то испарять его не надо, поэтому обогрев подается только к основанию входа газа в редуктор, во избежание обмораживания магистрали, так как в месте сужения магистрали высокого давления температура метана резко понижается.

 

Принцип действия ГБО 3-го поколения

(система лямбда–контроля)

  
 

Механическая часть системы лямбда – контроля (редуктор-регулятор, запорный клапан газа, трубопроводы, смеситель) идентична с системами 1-го и 2-го поколений. Различие заключается в наличии постоянной, активной регулировки качества «горючей смеси», в зависимости от показаний с датчика кислорода (лямбда зонда) и датчика положения дроссельной заслонки (TPS). Как описано выше, газ с редуктора поступает на смеситель, но дозируется не «дозатором газа» (винт, кран, установленный на магистрали низкого давления, и ограничивающий подачу газа к смесителю), а шаговым регулятором подачи газа (атуатором), который в зависимости от показаний лямбда зонда и датчика положения дроссельной заслонки обогащает либо обедняет смесь, удерживает ее в рабочих приделах при различных нагрузках. Блок управления системой лямбда-контроля в свою очередь получает сигналы с датчиков и переключателя вида топлива, обрабатывает их, и управляет исполнительным механизмом – «шаговым регулятором подачи газа».

 

Принцип действия ГБО 4-го поколения

(распределенный впрыск газа)

В системах четвертого поколения используется одноступенчатый редуктор (пропан), либо двух ступенчатый (метан). В отличие от систем 2-го поколения в этих редукторах отсутствует дозирующая диафрагма, а основной задачей редуктора есть удержание стабильного давления газа (1.2 bar – на пропане, и 1.8 bar – на метане) на всех режимах работы двигателя. С редуктора газ поступает к фильтру тонкой очистки, который предотвращает попадание грязи в форсуночную планку, за тем очищенный газ поступает на газовою форсуночную планку, которая дозирует количество подаваемого газа в двигатель, с форсуночной планки газ поступает к штуцерам-распылителям, которые установлены на впускном коллекторе в непосредственной близости от впускных клапанов. Принцип действия газового инжектора заключается в следующем: блок управления газового инжектора получает сигнал с бензиновых форсунок, в котором содержится информация, собранная со штатных датчиков автомобиля (лямбда-зонда, датчика положения дроссельной заслонки, датчика температуры охлаждающей жидкости и т.д.), обрабатывает этот сигнал (создавая определенную коррекцию в виде коэффициента), и коммутирует его на газовую форсуночною планку, таким образом, что бы последовательность работы газовых форсунок соответствовала бензиновым. Так же система использует дополнительно установленные датчики, такие как датчик температуры газа, установленный на магистрали низкого давления либо непосредственно на форсуночной планке, датчик температуры редуктора, установленный на корпусе редуктора, датчик давления газа, который следит за давлением газа на форсуночной планке, и в случае его понижения до критического переводит работу двигателя на бензин.

 
 
Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газе. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система 2-го поколения)

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

  1. Переключить коммутатор в положение газ.
  2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).
  3. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система лямбда-контроля)

Инжекторный автомобиль, оснащенный системой лямбда–контроля, переходит на питание газом следующим образом:

  1. Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
  2. На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
  3. Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 0C во избежание преждевременного выхода из строя редуктора.
  4. Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
  5. Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) - двигатель работает на газе.

Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система распределенного впрыска газа 4ое поколение)

Инжекторный автомобиль, оснащенный системой распределенного впрыска газа переходит на питание газом также как автомобиль оснащенный системой лямбда – контроля, за исключением возможности автоматического возврата на питание бензином по окончании газа (датчик давления газа следит за давлением газа на форсуночной рейке, и если давление падает ниже нормы и держится определенное время, которое устанавливается программно – дает команду перейти на питание бензином, при этом система издает звуковой сигнал в салоне автомобиля, а зеленый светодиод на панели переключателя вида топлива моргает).

Порядок запуска:
  1. Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
  2. На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
  3. Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 градусов Цельсия во избежание преждевременного выхода из строя редуктора и газовых форсунок.
  4. Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
  5. Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) - двигатель работает на газе.
  6. Система запоминает последний режим переключателя и выполняет его при каждом последующем пуске (двигатель заглушен в режиме «газ», то после запуска переключатель работает в режиме «газ») до того времени, пока водитель не изменит режим работы переключателя.

Основные требования по безопасности (1-ое – 2-ое и третье поколение)

  • В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
  • Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
  • Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
  • Необходимо сливать конденсат (винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 3000 км, но не позднее 3500 км (только 1-3-е поколения).
  • Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
  • Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газе, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может привести к выходу из строя бензонасоса (минимальный остаток10-15 литров).
4-ое поколение газовый инжектор

Запрещается эксплуатация газового ижектора без фильтра тонкой очистки, что может привести к выходу из строя газовых форсунок.

Запрещается устанавливать плавкий предохранитель номиналом больше 15 ампер, это может привести к выходу из строя блока управления.

Полезные советы

1. Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру, описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше.

2. Бензиновый клапан при работе автомобиля на газе находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности - заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом: при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.

3. Рекомендуется:
  • для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
  • использовать воздушный фильтр с как можно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
  • производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
  • сливать конденсат из редуктора через каждые 3500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
  • после каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.
Общие требования по безопасности
  • Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
  • В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
  • Запрещается заводить автомобиль на газе при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
  • Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
  • Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
  • Запрещается продолжать движение автомобиля на газе при обнаружении запаха газа в салоне.
  • При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.
Удачной эксплуатации
 
Специализированая СТО Услуга установки газобалонного оборудования Услуга по освидетельствованию балонов Услуга техосмотра газобалонного оборудования. О газе для автомобилей. Техническое описание ГБО Пять поколений ГБО Выбор оборудования Инструкция по эксплуатации автомобилей работающих на газе Прайс-лист на услуги Калькулятор

На главную  Карта сайта  E-mail  Вверх ^

23222, Украина, Винницкая обл.
Винницкий р-н., с. Якушенцы,
Хмельницкое шоссе, 10-й км.
Тел./факс: 8 (0432) 56-76-56

Разработка: METASTUDIO
Copyright © 2006. ООО ПКФ "СЕНС ЛТД". Винница, Украина.