![]() |
![]() |
||||
Инструкция по эксплуатации автомобилей работающих на газе
Принцип действия ГБО 1-го – 2-го поколения (пропан) Принцип действия ГБО 1-го – 2-го поколения (метан) Газ метан хранится в баллонах, установленных на автомобиле, в сжатом состоянии под давлением 200-250 атм. Из баллонов газ по магистрали высокого давления, которая проложена по днищу автомобиля, подается к редуктору. На входе редуктора-регулятора установлен войлочный фильтр, который очищает газ от твердых примесей (окалина, ржавчина и т.д.). После фильтра газ поступает на запорный электромагнитный клапан (установленный на корпусе редуктора), который предотвращает подачу газа во время работы двигателя на бензине, либо во время стоянки с заглушенным двигателем. Далее очищенный газ поступает на первую ступень редуктора-регулятора, где давление понижается с 200 атм. до 8-10 атм. (в зависимости от марки редуктора), вторая ступень понижает давление газа до 1.8 – 2 атм., а третья в свою очередь до 0.5 атм.. Под действием разрежения газ поступает в дозатор газа, который служит основной регулировкой количества подаваемого газа. Из дозатора газа газ поступает в смешивающее устройство (смеситель), которое установлено перед корпусом дроссельных заслонок карбюратора, либо корпусом дроссельных заслонок впускного коллектора инжекторного двигателя, где газ смешивается с воздухом, создавая однородную «горючую смесь». Дозировка количества подаваемой «горючей смеси» происходит за счет штатных дроссельных заслонок. Так как метан в отличие от пропан–бутана хранится не в сжиженном, а в сжатом состоянии, то испарять его не надо, поэтому обогрев подается только к основанию входа газа в редуктор, во избежание обмораживания магистрали, так как в месте сужения магистрали высокого давления температура метана резко понижается. Принцип действия ГБО 3-го поколения (система лямбда–контроля) Механическая часть системы лямбда – контроля (редуктор-регулятор, запорный клапан газа, трубопроводы, смеситель) идентична с системами 1-го и 2-го поколений. Различие заключается в наличии постоянной, активной регулировки качества «горючей смеси», в зависимости от показаний с датчика кислорода (лямбда зонда) и датчика положения дроссельной заслонки (TPS). Как описано выше, газ с редуктора поступает на смеситель, но дозируется не «дозатором газа» (винт, кран, установленный на магистрали низкого давления, и ограничивающий подачу газа к смесителю), а шаговым регулятором подачи газа (атуатором), который в зависимости от показаний лямбда зонда и датчика положения дроссельной заслонки обогащает либо обедняет смесь, удерживает ее в рабочих приделах при различных нагрузках. Блок управления системой лямбда-контроля в свою очередь получает сигналы с датчиков и переключателя вида топлива, обрабатывает их, и управляет исполнительным механизмом – «шаговым регулятором подачи газа». Принцип действия ГБО 4-го поколения (распределенный впрыск газа) В системах четвертого поколения используется одноступенчатый редуктор (пропан), либо двух ступенчатый (метан). В отличие от систем 2-го поколения в этих редукторах отсутствует дозирующая диафрагма, а основной задачей редуктора есть удержание стабильного давления газа (1.2 bar – на пропане, и 1.8 bar – на метане) на всех режимах работы двигателя. С редуктора газ поступает к фильтру тонкой очистки, который предотвращает попадание грязи в форсуночную планку, за тем очищенный газ поступает на газовою форсуночную планку, которая дозирует количество подаваемого газа в двигатель, с форсуночной планки газ поступает к штуцерам-распылителям, которые установлены на впускном коллекторе в непосредственной близости от впускных клапанов. Принцип действия газового инжектора заключается в следующем: блок управления газового инжектора получает сигнал с бензиновых форсунок, в котором содержится информация, собранная со штатных датчиков автомобиля (лямбда-зонда, датчика положения дроссельной заслонки, датчика температуры охлаждающей жидкости и т.д.), обрабатывает этот сигнал (создавая определенную коррекцию в виде коэффициента), и коммутирует его на газовую форсуночною планку, таким образом, что бы последовательность работы газовых форсунок соответствовала бензиновым. Так же система использует дополнительно установленные датчики, такие как датчик температуры газа, установленный на магистрали низкого давления либо непосредственно на форсуночной планке, датчик температуры редуктора, установленный на корпусе редуктора, датчик давления газа, который следит за давлением газа на форсуночной планке, и в случае его понижения до критического переводит работу двигателя на бензин. Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газе. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры. Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:
Инжекторный автомобиль, оснащенный системой лямбда–контроля, переходит на питание газом следующим образом:
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система распределенного впрыска газа 4ое поколение) Инжекторный автомобиль, оснащенный системой распределенного впрыска газа переходит на питание газом также как автомобиль оснащенный системой лямбда – контроля, за исключением возможности автоматического возврата на питание бензином по окончании газа (датчик давления газа следит за давлением газа на форсуночной рейке, и если давление падает ниже нормы и держится определенное время, которое устанавливается программно – дает команду перейти на питание бензином, при этом система издает звуковой сигнал в салоне автомобиля, а зеленый светодиод на панели переключателя вида топлива моргает).
Основные требования по безопасности (1-ое – 2-ое и третье поколение)
Запрещается эксплуатация газового ижектора без фильтра тонкой очистки, что может привести к выходу из строя газовых форсунок. Запрещается устанавливать плавкий предохранитель номиналом больше 15 ампер, это может привести к выходу из строя блока управления. 1. Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру, описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. 2. Бензиновый клапан при работе автомобиля на газе находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности - заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом: при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
|
|
![]() |
||||||
|
||||||
|